РОСТОК (deti_rostok) wrote,
РОСТОК
deti_rostok

Сопровождение жизни людей с тяжелыми и множественными нарушениями


Вернуться на главную страницу

Вернуться к списку материалов конференции 2010



Мое выступление посвящено работе, связанной с сопровождением семей, воспитывающих детей-инвалидов. ПРОБО «Росток», которая организует эту конференцию, преимущественно работает на то, чтобы определить в семью детей, оставшихся без родителей. А мы [Псковский Центр лечебной педагогики] работаем на то, чтобы сохранить ребенка в семье, чтобы предотвратить насколько это возможно, социальное сиротство.

Служба сопровождения детей и семьи возникла в ходе реализации проекта, который вели несколько негосударственных общественных организаций при поддержке Европейского Союза. Это происходило в Пскове, во Владимире и в Нижнем Новгороде.
Что конкретно происходило здесь, во Пскове. Такое интересное название - служба сопровождения семьи и ребенка. В качестве целевой группы выступают семьи, которые воспитывают детей с нарушениями развития и, соответственно, группы риска.
Для начала, в рамках проекта мы изучали запросы родителей, что конкретно их волнует, какие проблемы есть. Я уже говорил, что к концу 90-х, началу 2000-х годов в Пскове работало несколько структур, несколько организаций, которые занимались ранней помощью и воспитанием детей. Но работа этих организаций, в основном, все-таки, была сосредоточена на ребенке. То есть, ранняя помощь, в первую очередь, ребенку, хотя, разумеется, консультативная работа с семьей тоже проводилась. По данным опроса, бесед и анкетирования родителей, выявилось, что просто обучения и поддержки только ребенка недостаточно и проблемы остаются, особенно у тех, кто буквально только что столкнулся с проблемой инвалидности. Либо в роддоме, либо какое-то время уже дома.

И именно по этим семьям мы имеем реальную картину запросов. В целом эти запросы касались правовых вопросов, вопросов психолого-педагогических. Это касается социального сопровождения семей : как получить документы, как оформить их, как решить спорные дела, как обходиться с ИПР и т.д. Отдельно ведется работа с психологическими запросами - в связи с появлением у ребенка каких-то определенных особенностей родители, что естественно, попадали в стрессовую ситуацию, которая переходила в депрессивное состояние. Изучение этих запросов позволило нам сформировать команду специалистов, которая могла бы удовлетворить их, и соответственно, взять на себя те направления работы, которые должна выполнять эта самая команда [Служба Сопровождения].

Команда была создана. Мы договорились с соц.защитой, что работа будет вестись на базе учреждения социальной защиты Социально-реабилитационный центр, там выделили для этого помещение и предполагалось, что по итогам проекта соц.защита возьмет на себя дальнейшее функционирование этой службы. Проводилась работа по всем этим направлениям – правовая поддержка, консультирование, сопровождение в разных инстанциях. Психологическая служба большую и важную роль сыграла именно на ранних стадиях выявления нарушения ребенка, когда требуется помощь родителям, чтобы они все-таки, могли вести нормальный образ жизни. С тем, чтобы ребенок оставался в семье, не передавался на попечение государства.
Семейный психолог имел и имеет постоянный контакт с роддомом. Если там появляется какой-то ребенок с нарушениями, например, с синдромом Дауна, что чаще всего, то персонал сначала спрашивает у мамы, хочет ли она вызвать семейного психолога. Как правило, мамы соглашаются, и тогда семейный психолог приходит непосредственно в роддом и происходит первая беседа с мамой. Мы считаем, что это большой шаг, что роддом перестал сразу же предлагать – сдавайте, отказывайтесь. Теперь, по крайней мере, есть альтернатива – вы можете сделать это, а можете это.

Психолого-педагогическое направление тоже очень значимо. Важно, чтобы к работе сразу же подключался специалист психолого-педагогического профиля, специалист по развитию ребенка.

Существенной частью нашей псковской службы сопровождения семьи и ребенка стала волонтерская деятельность. Алексей [Алексей Михайлюк, директор ПРОБО Росток] рассказывал, что у них происходит в «Ростке», здесь мы тоже пытаемся разными способами это делать.

Мы действительно считаем, что за этим будущее. Государство может существенно сэкономить бюджетные средства, если будет разумно и грамотно выстраивать свою политику в отношении волонтерства. Наши волонтеры - это, в основном, студенты. Они участвуют в разных мероприятиях и помогают в ведении каких-то групп и классов здесь, но, самое главное, они разгружают семьи. В выходные дни, на каникулах они могут прийти, побыть с ребенком, погулять с ним, сводить его куда-то, чтобы дать свободное время его родителям -передышку матери и семье в целом.

Служба сопровождения семьи оказалось инструментом для решения каких-то межведомственных сложностей. И вот на наших семинарах, круглых столах, совещаниях, мы старались собирать, как раз три ведомства вместе, я имею в виду – здравоохранение, соц.защиту и образование. Еще бы неплохо было сюда пригласить финансистов, которые, как раз затрудняют. Бюджетный кодекс, вы знаете, не позволяют финансировать мероприятия, которые предоставляют негосударственные учреждения.
Также ведется информационно-просветительская деятельность - родители и специалисты получают информацию о том, что и как нужно делать, о приемах и методах работы с родителем, и с ребенком, и т.д.

Вот очень вкратце то, что делается в Пскове. И мы считаем, что тот круг вопросов, которые решает ПРОБО «Росток», и вы, те, кто занимается детьми, оставшимися без семьи, без родителей, во многих местах пересекается и касается в первую очередь поддержки семьи. И очень важно, чтобы мы как-то объединяли свои усилия.

Андрей Михайлович Царёв
Директор центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения г. Пскова
 
 
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments