РОСТОК (deti_rostok) wrote,
РОСТОК
deti_rostok

Подбор, подготовка и сопровождение принимающих семей

- Вернуться к списку материалов конференции 2010 г.
- Вернуться на главную страницу

По различным причинам в нашей стране все больше остается детей, заботу о которых берет на себя государство, а процесс социального становления происходит вне семьи - в детских домах и школах-интернатах.
Для того, чтобы стать полноценной личностью, ребенок должен воспитываться в эмоционально теплой и стабильной обстановке. Становление адекватных форм поведения ребенка в отношении ко взрослым способствует нормальному протеканию процесса идентификации с родителями, который у детей школ-интернатов нарушен.

В Российской Федерации, как и в других развитых странах мира, семейное устройство детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признано приоритетным. Сегодня во многих регионах России идут поиски разных форм семейного устройства детей - сирот. Всем очевидно, что жизнь ребенка даже в хорошем детском доме далека от семейной, у воспитанников детских домов сохраняются депривационные симптомы, которые в их самостоятельной жизни мешают успешно в ней адаптироваться. Поэтому в 2006 году Министерство здравоохранения и социального развития взяло курс на передачу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи. В 2007 году в семьи было передано 130 тысяч детей. Однако одновременно с этим возникла тревожная тенденция: более шести тысяч приемных родителей по всей стране отказались от детей, которые жили вместе с ними под одной крышей.

Возможно, корни детских бед в недостаточной подготовленности приемных родителей к своей миссии. Мы убеждены, что подготовка принимающих родителей не может ограничиваться несколькими занятиями до того, как ребенок придет в их семью. Помощь и поддержка должны продолжаться и после помещения ребенка в принимающую семью.
Но это всего лишь направление, там еще нет проложенных рельсов. Как отбирать принимающих родителей, чему и как их учить, кто это может сделать, как сопровождать семьи и как долго, ведь дети особенные?

Опыт работы ПРОБО «Росток» по семейному устройству в Псковской области более 10 лет. За это время более 40 воспитанников ДДИ Бельского Устья жили в семьях, в том числе и на временном пребывании - на выходные дни и каникулы. Более 100 детей побывали в гостях у семей, в том числе и кровных родственников. За последний год 5 семей приняли 9 детей из Бельско-Устьенского детского дома-интерната.

В настоящее время 4 ребенка готовятся к приему в три принимающие семьи.
Наиболее распространенные формы семейного устройства:
  • патронат (форма, максимально приближенная к семейной);
  • временное пребывание (предварительная форма, максимально приближенная к семейной);
  • приемная семья;
  • опека;
  • усыновление.
Усыновление является на сегодняшний день приоритетной формой семейного устройства, но не сильно распространенной формой для детей-сирот с особенностями в развитии. Мы находимся в Псковской области, где занятость и заработок у населения невысокие. Люди, готовые принять ребенка в семью, ждут поддержки как от государства, так и от детского дома-интерната. К тому же многие дети продолжают учиться там, так как коррекционная школа находиться на территории ДДИ.
Все принимающие семьи расположены в сельской местности Порховского района Псковской области. Первоначально это были семьи сотрудников детского дома-интерната. Именно они не испугались тех проблем, которые связаны с особенностями детей из учреждения подобного типа, знали особенности и потребности детей и первые приняли деток в свои семьи. Последние принимающие семьи уже привлечены со стороны, предварительного контакта с детьми не имели.
Как наша служба осуществляет подбор, подготовку и сопровождение семей?

После проведения информационной компании в отдел Принимающая семья на горячую линию обращаются заинтересованные семьи. Проходит первичное информирование обратившихся людей.
Последующее информирование и подписание соглашения на сотрудничество происходит на консультациях при встречах с заинтересованными семьями. Вся интересующая нас информация оформляется нами в определенном бланке (прил. 1), и семьям предлагается пройти подготовку в Школе приемных родителей тренинговую программу (40 часов).
В ходе подготовки принимающих семей, отсеиваются « лишние» кандидаты (из-за недостаточной гибкости, отсутствия рефлексии, агрессивности, личных проблем, проблем семьи, неготовности сотрудничать со службой поддержки, неопределенной, расплывчатой мотивации, а то и просто люди поняли особенности детей и ресурсы своей семьи).

Мы учитываем при подборе семьи и ребенка следующие условия: ситуацию аттракции, совпадение таких показателей, как темп деятельности и эмоционального реагирования у семьи и ребенка, наличие психологической ниши для данного ребенка в семье, возраст ребенка и опыт жизни приемного ребенка. Важно определить, что выбор семьи является осознанным, что он не продиктован жаждой прибыли на детях. Мы устанавливаем доверительные отношения с кандидатами в принимающие семьи. А они в свою очередь доверительные отношения со службой сопровождения, группой психологов и социальных педагогов.

Важно определить мотивы принятия ребенка в семью. Это возможно сделать за то время, когда семья участвует в тренинговой программе и выполняет домашние задания. Как показывает практика, ведущих мотивов может быть несколько групп. На первое место, как правило, выдвигается желание самореализоваться: возможность быть кому-то нужным, желание использовать свой родительский опыт и научить ребенка-сироту, помочь найти свое место в жизни, поиск работы, профессиональная самореализация на педагогическом поприще.
Следующий ведущий мотив – это желание изменить структуру семьи, желание увеличить количество членов семьи, разнополых детей, бездетность супружеской пары, стадия развития семьи «опустевшее гнездо», желание получить партнера для родного ребенка, потеря родного ребенка.
Так же прослеживается мотив поиска смысла жизни, желание помочь обездоленным, особым детям, сострадание к брошенным детям, чувство любви и потребность поделиться любовью (специфично для особенных детей).
Программа тренингов для желающих принять детей состоит из 11 занятий (прил.2). Программа тренингов рассчитана на 40 часов. Количество человек в рабочей группе у нас было от 5 до 8 человек. После проведения тренинга были разработаны домашние задания, которые включали: материалы для чтения, анкетирование, практические задания. На тренингах принимали участие и другие специалисты (психиатр, психологи из Москвы), а также опытные воспитатели и принимающие семьи с их взрослыми детьми.
Обязательно организовывалась такая работа, как посещение семей на дому. Цель посещения: обследование семьи, жилищных условий и санитарно-гигиенических норм, выявление опыта воспитания, определение ресурсов семьи, желания всех членов семьи принять ребенка, оказание помощи по выполнению домашних заданий.

Детских психолог нашей службы в это время проводил подготовку детей к встрече с принимающими семьями. Подробнее в материале Сергеевой Л. и Ивановой В. «Организация работы службы поддержки семейного устройства».
Организация знакомства кандитатов с семьями. Чтобы не ранить чувства детей, мы заранее организовывали просмотр с принимающими семьями фильма о детях из Бельско-Устьенского детского дома-интерната и приглашали принимающие семьи посмотреть детей на мероприятиях, проводимых детским домом- интернатом. Эти и спортивные мероприятия, проходившие на территории города и концерты на территории детских садов и парков, помогали снять напряжение с детей, они не чувствовали себя как на ярмарке ходовым товаром. Особенно удачным был опыт знакомства с детьми, когда на территории детского дома работали волонтеры.

После того, как предварительный выбор семьи и ребенка был сделан, мы организовывали совместные занятия детей с кандидатами в принимающие семьи. Цель этих занятий: налаживание взаимоотношений с детьми; создание положительного настроя в группе; создание когнитивного образа принимающей семьи; создание атмосферы психологической комфортности для каждого ребенка и принимающей семьи. Всего проводилось 5 совместных занятий с принимающими семьями и детьми. Эти встречи всегда были долгожданными с обеих сторон и проходили 1 раз в неделю иногда 2 раза в неделю не более 40 минут.
Примерная тематика совместных занятий:
  • Вводное знакомство.
  • Знакомство ребенка и семьи.
  • Личное пространство.
  • Наша новая семья. 
После всех тренинговых занятий с кандидатами в принимающие семьи составляется заключение о возможности принять ребенка. Подписывается заключение семейным психологом, социальными педагогами и кандидатом в принимающие семьи.
Когда пакет документов собран и передан в отдел опеки и опека дала свое заключение о возможности этой семьи принимать ребенка, наш детский психолог совместно с принимающей семьей из детского дома сопровождает детей в семью. Дальнейшее сопровождение принимающей семьи и ребенка происходит в форме индивидуальных консультаций, посещений семьи, телефонного сопровождения. Эти формы сопровождения, особенно в период адаптации, являются приоритетными и проходят чаще, чем в послеадаптационный период. Очень популярными у наших принимающих семей стали « вечера встреч» за чашкой чая совместно с детьми, где дети могут пообщаться со своими старыми знакомыми, а взрослые обсудить процесс адаптации детей в семьях.

Особенно запомнились тренинги взаимодействия взрослых и детей. Они проходили в семьях с приглашением в гости других рядом проживающих принимающих семей. Такая форма сопровождения семей получила одобрение со стороны взрослых и особенно детей, которые всегда с нетерпением ожидали следующих встреч. На таких встречах проходило и поздравление детей с Днем рождения. Всегда такие тренинги заканчивались традиционным чаепитием.
В экстренных случаях, когда возникали проблемы в семье, проводились семейные сессии с участием детского психолога и ребенка, а также приемного родителя и семейного психолога. Так же организовываются консультации психолога для детей и выпускников, находящихся в семьях. Дети принимающих семей могут погостить в гостинице «Виктория», а принимающие родители сделать неотложные дела.

Наша служба помогает организовывать встречи принимающих семей и детей с кровными родственниками. Первоначально организовывается знакомство специалистов службы с кровными родственниками детей. Дальше мы продумываем организацию встреч на «нейтральной» территории. Оказываем психологическую поддержку принимающей семье и ребенку до, во время и после встречи с кровными родственниками.
Для воспитателей, принимающих родителей и специалистов службы наш отдел организовывает тренинги по профилактике синдрома эмоционального выгорания. Это направление работы мы считаем необходимым, так как работа с особыми детьми требует немалых эмоциональных затрат и восполнить их мы можем помогая и поддерживая друг друга.

Тематика таких тренингов может быть примерно такой:
  • Моя жизненная позиция (вводный тренинг).
  • Родительское и педагогическое самосознание.
  • Эмоциональная культура педагога.
  • Саморегуляция эмоционального состояния.

Используемые материалы:
  • Терновская М.Ф.,Бухман Е.В., Капилина М.В., Мнацаканян В. Э.,Петрановская Л. В. Четырехтомное методическое пособие «программно- методическое обеспечение опытно-экспериментальной работы по развитию семейных форм устройства детей – сирот, оставшихся без попечения родителей и предложения для органов опеки и попечительства по развитию служб по устройству детей на воспитание в семью».
  • Опыт детского дома № 19 города Москвы и коррекционного дома №8 восьмого вида города Москвы.
  • Никушина Н. Социализация детей – сирот. Развивающие занятия с детьми.
  • Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника.
  • Хухлаева О. Д.  Давайте учиться не «гореть». Психологическая поддержка педагогов



- Вернуться к материалам конференции 2010 г.

- Вернуться на главную страницу
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments